Освеженная картина рынка электромобилей: интерес и меры ограничения

На фоне нестабильной политики правительства отношение к электромобилям вызывает множество вопросов: к ним относятся как с поддержкой, так и с барьерами. Начиная с 1 января 2023 года утилизационный сбор для электромобилей возрос до 667 400 рублей, что сопоставляется с размерами утильсбора на автомобили с ДВС. Аналогичные меры привели к резкому снижению продаж: с января по март было продано всего 1854 электромобиля, в то время как в четвертом квартале 2024 года этот показатель составил 3844 единицы. Однако поставщики больше адаптировались ко времени и увеличили продажи до 2546 машин во втором квартале и 3586 в третьем квартале. Каковы дальнейшие перспективы на этот сегмент? В прошлом году продажи стабилизировались на уровне 1200 машин в месяц перед зимними месяцами, и мы видим, что в этом году результаты результаты ведут к росту: 795 автомобилей в апреле, 786 в мае, 965 в июне, 1257 в июле, 1082 в августе и 1247 в сентябре. Анализируя 2025 год, выделяются такие цифры: 196 единиц в апреле, 334 в мае и 430 в июне. Учитывая значительные остатки автомобилей на складах старых годов, даже в случае повышения утильсборов с 1 ноября, продажи будут оставаться в пределах 1000-1200 штук в месяц до следующего лета, что может негативно отразиться на импорте. Лидерство на рынке сохранила компания Zeekr, которая с начала третьего квартала продала 891 электромобиль, в основном модель 001, на которую пришлись 449 единиц. Однако доля Zeekr уменьшилась с 38% в четвертом квартале 2024 года до 25% в текущем. Отчёт показал, что завод «Москвич» реализовал 430 электромобилей 3е, а Evolute — 539. Amberauto с моделью А5 записала всего 277 продаж. Быстрыми темпами продолжает набирать популярность Avatr и китайский BYD с их 263 и 258 продажами. Другие марки, такие как Tesla, с трудом находят своих покупателей — всего 142 проданных машины. BMW смогла реализовать лишь 51 электромобиль. В то же время новинка Eonyx М2 сумела привлечь внимание и зафиксировала три продажи. Таким образом, будущее электромобилей на нашей территории продолжает оставаться под влиянием мер, которые будут предприняты для дальнейшего развития или ограничения данного сегмента.